«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЕ

 .
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», 4 «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Таким образом, постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. С этой целью был создан кружок Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе работы с нетрадиционным материалом. Цель: Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность. 5 Настоящая программа способствует решению следующих задач: Развивающие: - Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; -Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. - Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. - Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: - Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. - Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят во второй половине дня два раза в неделю. В своей работе руководствуемся следующими принципами:  Принцип научности  Принцип индивидуализации и дифференцированного подхода:  Принцип оптимального сочетания наглядных, словесных и практических приемов обучения.  Принцип постепенного повышения требований.  Собственные принципы: - Подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебя все получится»); - Позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь); - Взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка; 6 В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе. Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Физическая культура и Здоровье:использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. Музыка: использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; Приемы и методы используемые на занятиях кружка:  Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,  Практические – упражнения, игровые методы,  Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.  Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе. Формы отчётности реализации рабочей программы:  Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.  Тематические выставки в ДОУ.  Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.  Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.  Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д. Предполагаемый результат:  Дети освоят правила безопасности во время работы.  Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.  Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.

Программа занятий

  • «Ветка рябины» (рисование пальчиками)
  • «Осенние мотивы» (кляксография)
  • «Цветик – разноцветик » (смешивание красок)
  • «Осень на опушке краски разводила» (печать листьев)
  • «Ёжик - без головы и ножек».(тычок полусухой жесткой кистью)
  • «Праздничный салют» (тычок полусухой жесткой кистью)
  • «Морозный узор» (фотокопия – рисование свечой)
  • «Деревья зимой» (монотипия, рисование пальчиками)
  • «Сова» (тычок полусухой жесткой кистью)
  • «Танк» (печать по трафарету)
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie